Вагонные споры пошли на второй круг

Дата новости: 25/04/2016

Минэкономики и Минфин не согласились с разработанными Минпромторгом правилами господдержки покупателей новых вагонов. Минэкономики по-прежнему предлагает добавить в проект постановления утилизационную премию (субсидия на списание вагона), а Минфин требует ограничить предоставление субсидий в одни руки и долю субсидии в цене вагона. Участники рынка надеются, что, если замечания учтут, удастся избежать ситуации, когда большую часть субсидий выберут кэптивные компании вагоностроительных заводов.

Ведомства направили в Минпромторг отзывы на проект постановления правительства о предоставлении субсидий покупателям новых вагонов, разработанный Минпромторгом. С частью из них удалось ознакомиться "Ъ".

Стимулирование покупателей инновационного подвижного состава предусмотрено программой поддержки транспортного машиностроения на 2016 год. Предполагалось, что обновление парка будет стимулироваться как за счет субсидирования покупателям части затрат на приобретение новых вагонов, так и за счет оплаты списания старых (утильпремия). Но в опубликованный в марте проект постановления правительства вошла только субсидия 300 тыс. руб. на покупку инновационного вагона, утильпремия в документ не попала. 25 марта правительство запросило мнение министерств о документе, и в ответных отзывах ряд ведомств потребовало его доработать.

Как сообщается в письме заместителя главы Минэкономики Николая Подгузова, такие меры не приведут к необходимому результату: грузовая база сокращается, следовательно, сохранится профицит вагонов. Это "не позволит операторам обеспечить необходимую доходность приобретаемых вагонов даже с учетом субсидии". В условиях, когда требуемая доходность составляет 900 руб. на вагон в сутки, а фактическая — 550 руб., реализация инновагонов возможна только за счет приобретения их кэптивными компаниями вагоностроителей. Господин Подгузов предлагает ввести два типа субсидий — 150 тыс. руб. при покупке инновагона и 300 тыс. руб.— при приобретении и списании другого вагона.

Заместитель главы Минфина Андрей Иванов также требовал исключить ситуацию, когда субсидию будут использовать лишь кэптивные компании производителей на закупку не востребованных рынком вагонов. Он предлагал закрепить требование к покупателю либо эксплуатировать вагоны, либо сдавать их в аренду или лизинг по определенной ставке. Поскольку в проекте субсидия не связана с ценой вагона, Минфин предлагал установить ее 25% от цены, но не выше 300 тыс. руб. Министерство также хотело исключить возможность многократного использования субсидии на один вагон и выбирания всего объема субсидий одним предприятием, ограничив максимум субсидий, выданных одному юрлицу.

В Минэкономики "Ъ" сообщили, что с тех пор, как замечания были отправлены, новых документов в министерство не поступало. В Минфине на запрос "Ъ" не ответили, в Минпромторге (отвечает за разработку документа) ответили, что проект "дорабатывается на площадке правительства".

Вагоны, покупка которых дает право на субсидию, делают только Тихвинский вагоностроительный завод (ТВСЗ, входит в Объединенную вагонную компанию Александра Несиса), Уралвагонзавод (УВЗ) и "Алтайвагон". Как говорит источник "Ъ" в отрасли, если учтут хотя бы часть замечаний, удастся избежать получения основной части субсидий кэптивными компаниями, а конкретно — "Восток 1520", аффилированной с ТВСЗ. Финансовое состояние УВЗ, считает собеседник "Ъ", не даст компании "УВЗ-Логистик" активно закупать вагоны. Другой источник "Ъ" в отрасли говорит, что мера по ограничению субсидий в одни руки крайне здравая, а установление размера субсидии как доли от цены вагона стимулирует операторов более активно закупать их. Но, добавляет он, нужно расширить спектр вагонов, подпадающих под субсидию.

Глава агентства "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров заметил, что нужно четко определить цель документа: стимулировать замещение списываемого парка или закупку инновагонов. Сейчас списывают и покупают парк разные игроки (списывают ФГК, ПГК, "Нефтетранссервис", "Русагротранс", а покупают связанные с вагоностроителями компании либо грузоотправители). Для Минпромторга логично было бы поддержать сбыт инновагонов, считает эксперт, для этого целесообразно ограничить объем субсидии в одни руки, чтобы стимулировать продажу вагонов конечным пользователям.

http://www.kommersant.ru/doc/2972817

Вернуться к списку новостей