ФАС нацелена снизить маржинальность стивидоров до уровня других перевозчиков, в т.ч. РЖД
Версия для печати

ФАС нацелена снизить маржинальность стивидоров до уровня других перевозчиков, в т.ч. РЖД

Дата новости: 08/07/2016

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ, планируя ввести регулирования ставок стивидоров, преследует цель снизить маржинальность их бизнеса до уровня других участников транспортной цепочки, в том числе ОАО "Российские железные дороги".

"ФАС намерена отменить решения, принятые ранее Федеральной службой по тарифам (ФСТ) РФ и ввести регулирование. В ФАС отмечают, что конечная цель - не установить тотальный контроль, а снизить маржу портов с 70-80% до уровня, сопоставимого с другими участниками транспортной цепочки, прежде всего РЖД", - говорится в сообщении антимонопольного ведомства.

"Сокращение общей стоимости перевозки приведет к увеличению грузооборота в экономике, будет способствовать общему улучшению делового климата в России, и те же самые порты смогут заработать "с объема", - считают в ФАС.

Ведомство отмечает, что изначально ФСТ устанавливало тарифы в долларах, а с 2013 г. вовсе не применяло ценовое регулирование в отношении почти 60 портов. С тех пор тарифы выросли в разы, что подтверждается результатами мониторинга цен на услуги этих портов, говорится в сообщении. При этом, по мнению ФАС, привязка тарифов к иностранной валюте ничем не обоснована и не может служить оправданием роста цен на перевалку в российских портах.

В антимонопольном ведомстве также отмечают, что остальные 193 стивидора, которые не получили решение регулятора по отмене государственного регулирования, сейчас "вообще находятся вне правового поля - их тарифы попросту должны быть обнулены".

ФАС разместила методику установления тарифов на услуги портов на портале regulation.gov.ru. В основе расчета необходимой валовой выручки стивидорных услуг лежат операционные затраты, доходность на капитал, возврат капитала и налог на прибыль. В ведомстве подчеркивают, что будут проводить обсуждение параметров методики как со стивидорами, так и с потребителями их услуг.

В середине июня Федеральная антимонопольная служба возбудила дела в отношении девяти стивидорных компаний, подозревая их "в установлении монопольно высоких цен на услуги по перевалке контейнеров, зерна, нефти и минеральных удобрений", что грозит штрафом в размере от 1 до 15% от выручки.

Речь идет об АО "Новороссийский морской торговый порт" и ООО "Приморский торговый порт" (активы группы НМТП), АО "Первый контейнерный терминал", АО "Петролеспорт" и ООО "Восточная стивидорная компания" (входят в группу Global Ports), ЗАО "Контейнерный терминал Санкт-Петербург" и ПАО "Туапсинский морской торговый порт"  (активы группы UCL), а также АО "Мурманский морской торговый порт" и ЗАО "Агросфера".

Неделей позднее глава ведомства Игорь Артемьев лично прокомментировал действия ФАС, заявив, что антимонопольная служба планирует возбудить еще более десятка дел в отношении стивидоров из-за их тарифов. "Мы возбудили 9 официальных расследований и возбудим в ближайшее время еще более десятка о том, что вины железной дороги в этом нет, а есть, на наш взгляд, по предварительным признакам, вина этих стивидорных компаний, у которых закружилась голова, после того, как произошло дерегулирование, и они решили за счет потребителя, за счет грузоотправителя и, в конечном итоге, людей, которые потребляют их услуги, на этом заработать. И еще стали выставлять за соответствующие услуги счет в иностранной валюте", - сказал он.

"Мы провели специальное исследование с железной дорогой, и оказалось, что у нас произошел чудовищный рост цен на услуги стивидорных компаний. Мы были большими сторонниками, и никогда не скрывали этого в ФАС, определенного дерегулирования в этой сфере. Считали, что это конкурентная сфера, стивидоров довольно много в наших портах. А на самом деле это привело к повышению в портах соответствующих тарифов, которые сегодня фактически сжирают половину всей стоимости грузовой перевозки по России", - отметил чиновник.

По его словам, все эти компании "будут наказаны", если ФАС сможет выиграть дела. "Мы будем их преследовать до конца, до той поры, пока не будут снижены тарифы, пока они не откажутся от установления тарифов не в рублях, а в иностранной валюте", - заявил он. Кроме того, И.Артемьев заявлял, что ведомство "обсуждает вопрос о возвращении тарифного регулирования в эту сферу". "Это будет хорошим уроком тем компаниям, которые получают из рук государства свободу и так неумело и неудачно для потребителя эту свободу используют", - говорил он. "Конечно, это вопрос такого масштаба, который будет обсуждаться в правительстве", - отмечал глава ФАС.

До 2013 гг. тарифы на стивидорные услуги в морских портах РФ устанавливались Федеральной службой по тарифам (ФСТ) РФ (в 2015 г. присоединена к ФАС). В 2013-2014 гг., в соответствии с приказами этого ведомства, 58 стивидоров получили право самостоятельно устанавливать цены на услуги. В этой связи ФАС заявила в июне, что исследование рынка стивидорных услуг в морских портах в 2013-2015 гг. показало в среднем 2,5-кратный рост цен на услуги стивидоров в российских портах с момента отмены ценового регулирования ФСТ (а по отдельным их видам - более чем в 10 раз). При этом "в подавляющем большинстве случаев" тарифы на услуги устанавливались в иностранной валюте, писала ФАС.

Между тем, министерство транспорта РФ выступает за анализ ставок российских стивидоров и взвешенные решения по его итогам. "Наше мнение: нужно следить за динамикой ставок - есть ли нарушение антимонопольного (законодательства - ИФ) или нет, но нужно действовать аккуратно, глубоко изучать вопрос", - заявил позднее замглавы Минтранса Виктор Олерский.

"Мы считаем, что это приведет к возвращению в серую зону. Ну, не произошло увеличения ставок, просто народ вышел из серой зоны, к чему мы и призывали - нет смысла рассказывать о регулируемых ставках, потому что есть еще плата за дополнительные услуги", - подчеркивал чиновник, отметив, что резкими решениями "можно понизить инвестиционную активность", а "сегодня она в портах неплохая".

По его словам, сейчас у Минтранса "идет процесс общения" с ФАС по этому вопросу. "Пытаемся как-то сформировать механизмы, чтобы не "зашкаливало". Но в моем понимании ставка определяется спросом и предложением. Если нет возможности заплатить - не платят. И мы видим, что ставка меняется, она непостоянна. И, как я всегда говорю, есть один рецепт снизить (тариф - ИФ) - предложить лучшее количество стивидорных услуг других", - говорил В.Олерский.

ИА "Интерфакс"
Вернуться к списку новостей